Снимаем любительский кинофильм

         

ИЗМЕРЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ


Определение правильной экспозиции требует каждый раз тщательного измерения. Установка ее «на глаз», как это делают любители при фотографировании, применитель­но к кинолюбительству совершенно недопустима. Кино­пленка и ее обработка стоят дорого, не говоря уже о труде, затраченном на съемку и ее подготовку, чтобы можно было так легко рисковать испортить всю работу. Экспонометр — обязательная принадлежность для каждого кинолюбителя. Только его показания, если, конечно, прибор не испорчен, могут обеспечить правильное экспонирование кинопленки. Последняя забота оператора перед пуском камеры — это измерение освещения снимаемого объекта и установка диафрагмы, соответствующей частоте съемки и чувстви­тельности кинопленки.

Во избежание ошибок, заряжая в аппарат новую пор­цию кинопленки, нужно сразу установить на соответству­ющей шкале экспонометра величину ее светочувствитель­ности, указанную на упаковке.

Экспонометр показывает величины диафрагмы объек­тива при разном времени экспонирования. Каждому вре­мени соответствует своя величина диафрагмы. При кино­съемке частота кадросмен приблизительно соответствует удвоенному времени экспонирования. Так, при частоте съемки 24 кадр/с время экспонирования составляет около 1/50 с, а при 16 кадр/с — около 1/32 с. Может быть опреде­лено время экспонирования и для других частот, количе­ство которых ограничено и они применяются редко для за­медленных или ускоренных съемок.

В табл. 1 приведены значения диафрагм для различ­ных частот съемок. По экспонометру нужно определить диафрагму для частоты в 16 или 24 кадр/с и по таблице найти соответствующую диафрагму для выбранной часто­ты съемки.

Сведения эти приведены потому, что некоторые фото­графические экспонометры не имеют специальной шкалы для киносъемок и возникает необходимость пересчетов. Как следует из сказанного, при киносъемках, проводимых с постоянной частотой, возможна только одна диафрагма, соответствующая правильной экспозиции.


При съемках на натуре предметов, расположенных близко к кинокамере, производят измерение отраженного ими света, направляя фотоэлемент экспонометра на объект с близкого расстояния. Если же нужно на натуре снять .светлый объект (например, лицо человека) на значитель­ном расстоянии, следует измерить яркость, направив экс­понометр на собственную ладонь, поставленную на одном уровне с объектом съемки. Направление экспонометра не­посредственно на этот удаленный объект дало бы непра­вильный результат из-за дополнительного света от окру­жающей среды, попадающего в этом случае на прибор. При съемке пейзажей по тем же причинам экспозицию опреде­ляют, направляя экспонометр к земле, которая освещена одинаково с деревьями и другими элементами пейзажа (рис. 8, а).

Таблица 1

ЗАВИСИМОСТЬ ДИАФРАГМЫ ОТ ЧАСТОТЫ СЪЕМКИ

Частота съемки, кадр/с



8

12

10

24

32

64

Диафрагма

45

36

32

26

22

16

32

26

22

18

16

И

22

18

16

13

11

8

16

13

11

9

8

5,6

11

9

8

6,3

5,6

4

8

6,3

5,6

4,5

4

2,8

5,6

4,5

4

3,2

2,8

2

4

3,2

2,8

2,3

2

1,4

2,8

 

2,3

2

1,6

1,4



2

 

1,6

1,4







Снимая против света, для сохранения деталей в тенях изображения экспозицию следует определять по теневым местам. В противном случае все темные объекты и поверх­ности, находящиеся между камерой и источником света, будут переданы только как силуэты.

Интервал яркости или разница между самыми светлы­ми и самыми темными местами объекта съемки иногда бывает больше, чем могут передать современные светочув­ствительные материалы для черно-белых съемок. Вследст­вие этого одновременная правильная передача деталей в тенях и светах изображения ограничена. Поэтому нужно определить, которые из деталей объекта в данном случае важнее, и соответственно установить диафрагму. Остается еще возможность подсветки теней искусственным светом, если кинолюбитель им располагает.





Рис. 8. Измерение отраженного света (а) и падающего света (6)

Оператор, снимающий в определенных световых усло­виях объекты с большим или меньшим контрастом, может рационально использовать специфические особенности от­дельных сортов кинопленок, которые он должен хорошо знать. Характеристики кинопленок приводятся в каталогах и в соответствующей профессиональной литературе.

Если по каким-либо причинам нельзя измерить отра­женный свет, то для определения экспозиции можно из­мерить свет, падающий на объект съемки (рис. 8, б). Для этого на фотоэлемент экспонометра надевают специальную насадку с молочным стеклом и направляют его на источ­ник света. Если применяется искусственное освещение и несколько источников света, то экспонометр следует по­очередно направить на каждый из них, а потом определить среднюю величину и на ее основе установить нужную диафрагму.

Применяя на объективе кинокамеры светофильтры, по­глощающие некоторое количество света, следует помнить о необходимости дополнительного открытия диафрагмы на одно или более делений относительно величины, опре­деленной по экспонометру в зависимости от плотности при­меняемого светофильтра.


Содержание раздела