Использование движения съемочного аппарата позволяет значительно увеличить длину непрерывно снимаемых эпизодов и не прибегать к соединению отдельных коротких кусков при помощи так называемого резаного монтажа. Такая выразительная форма наиболее естественна и соответствует характеру зрительного восприятия человеком окружающего пространства. Во время наблюдения человек поворачивает голову для рассматривания отдельных участков окружающего пространства, а когда его заинтересуют отдельные детали, он приближается к ним. С удовольствием мы рассматриваем меняющийся пейзаж через окно идущего поезда или автомобиля. В кинематографе камера заменяет восприятие человека, фиксируя на кинопленке изображения с тем, чтобы потом их можно было увидеть в просмотровом зале. Именно такой способ рассматривания изображения позволил применить различные виды движения камеры.
Камера может выполнить некоторые виды движения, находясь в одной точке пространства и только поворачиваясь в различных направлениях на головке штатива или в руках оператора. Так выполняются горизонтальные, вертикальные и наклонные панорамы. При легких любительских камерах эти панорамы часто снимают с рук, по это не должно становиться правилом, так как при использовании штатива всегда достигается более уверенный результат.
Камера может двигаться сама, находясь на операторской тележке, автомобиле и т. д. Таким путем могут выполняться наезд на снимаемый объект, отъезд от него, сопровождение движущегося объекта сбоку или впереди него. Камера, помещенная на так называемом операторском кране, может даже подниматься вверх, сопровождая, например, влезающего на дерево или поднимающегося по лестнице человека. Этот прием часто применялся при съемках в павильоне.
Эффект наезда или отъезда может быть получен также и при неподвижной камере, если использовать объектив с переменным фокусным расстоянием, или, как его иногда называют, трансфокатор. В условиях работы кинолюбителей это особенно удобно, так как отпадают все заботы, связанные с доставкой на съемку тележки и с ее обслуживанием. При съемках спортивных соревнований, демонстраций, событий дня и т. д. трансфокатор может оказаться совершенно незаменимым.